Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

 Предыстория

21 июня 1758 года «для размножения наук» по указу Сената в Казани была открыта Первая гимназия, которая явилась первой в провинции и долгое время оставалась единственной после Петербурга и Москвы. Она состояла «под главным ведомством» Московского университета, откуда получила Устав, учителей и денежные средства.

В 1789 году по заказу помещика Молоствова по проекту архитектора Ф.Емельянова был построен двухэтажный жилой дом. Власти города выкупили это здание для гимназии и ввиду того, что жилой дом под учебное заведение был маловат, его решено было достроить. Левым крылом нового здания гимназии стал бывший жилой дом, его соединили портиком из шести колонн с новым крылом и третьим этажом с куполом.

За особые заслуги в деле образования и просвещения и в связи с вековым юбилеем гимназия была удостоена титула Императорской. Ни одна гимназия в России не была удостоена этой чести.

В 1804 году Императорская гимназия послужила базой для создания Казанского университета. С 1804 по 1814 год оба учебных заведения были под началом одного директора и существовали вместе. Студентами университета автоматически становились выпускники гимназии.

В 1917 году судьба гимназии круто изменилась и как очаг «высоколобой оппозиции» фактически была распущена новыми властями. С этих лет у здания хозяева постоянно меняются, и лишь в годы сворачивания нэпа его передали университету.

В 1932 году здание бывшей первой Императорской гимназии передали авиационному институту.

История

 5 марта 1932 года по решению Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности на базе аэродинамического отделения КГУ был основан Казанский авиационный институт.

В первое время в институте было два отделения: самолетостроительное и аэродинамическое. В 1934 году на основе этих отделений был открыт самолетостроительный факультет, первым деканом которого был К. А. Архипов.

С начала существования института в нём велись и научно-исследовательские работы. В частности Н. Г. Четаевым была создана научная школа общей механики. Развитие данного направления не осталось незамеченным, и в 1940 году Четаева переводят на работу в Москву, где в 1944 году он становится директором института Механики АН СССР.

В 1933 году в институте начали издаваться «Труды КАИ» — сборники научных статей. Первые защиты кандидатских диссертаций также начались в 1933 году. В период до 1941 года кандидатские и докторские диссертации защитили Г. В. Каменков (в будущем ректор МАИ), Х. М. Муштари, И. Г. Малкин и др.

Среди конструкторских разработок можно отметить созданные в 1933—1939 годах в ОКБ КАИ одно- и двухмоторные самолеты, на которых установлено несколько официальных рекордов.
С 1939 года в КАИ функционирует моторостроительный факультет (первый декан — Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей назначили С. В. Румянцева - в будущем ректор КАИ, потом заместитель министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.

 Во время Великой Отечественной войны КАИ принял ряд эвакуированных подразделений и лабораторий Института физики АН СССР, ЦАГИ, Летно-исследовательского института (ЛИИ), Научно-исследовательского института ГВФ, а также весь состав Харьковского авиационного института. В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ работали ведущие ученые — аэродинамики А. А. Дородницин, С. А. Христианович, В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем.

В 1945 году в институте была организована кафедра реактивных двигателей — единственная среди вузов страны. Заведующим кафедры был приглашен будущий академик В. П. Глушко, а в числе первых преподавателей стали С. П. Королев, Г. С. Жирицкий.

Развитие авиации сподвигло к созданию новых факультетов: в 1951 году факультет авиационного приборостроения (первый декан — Максимов В. В.), в 1952 году — факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан — Поповкин В. И.).
В середине 50-х годов получили всесоюзное признание такие научные школы, как устойчивость движения, прочность авиационных конструкций, оптимальные процессы, авиационное двигателестроение, прогрессивные технологические процессы и др.Результатом их работы и признанием достижений явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению ученой степени доктора наук.

С 1958 года начался выпуск новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений». За серию, отвечающую за авиацию «Авиационная техника», ответственность была возложена на институт. Выпуск журнала осуществляется и сегодня, при этом, распространяясь в 30 странах мира на английском языке, издаётся в США как «Soviet Aeronautic».
В 1967 году за большие заслуги в подготовке инженерных кадров и за развитие научных исследований институт был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Развитие информационных технологий сподвигло к открытию факультета вычислительных и управляющих систем (первый декан с 1972 года — Кожевников Ю. В.). В 1973 году институт получил имя выдающегося советского авиаконструктора А. Н. Туполева. В марте 1982 года институт награждён орденом Дружбы народов в честь 50-летнего юбилея учебного заведения.

5 марта 1982 года открыт музей КГТУ (КАИ) им. А.Н. Туполева, в день 50-летия со дня создания Казанского авиационного института. Музей существует как самостоятельное структурное подразделение вуза с 1983 г. (приказ Минвуза РСФСР от 24.06.83 г.).

В годы перестройки институт начал глобальные реорганизационные работы, и в 1987 году впервые в вузах города провёл выборы ректора. Первым альтернативным ректором стал профессор Г. Л. Дегтярев — к 2012 году — Президент университета.

В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан — Сиразетдинов Т. К.).

Процессы реорганизации, начатые в 1980-х годах, продолжились и в 1990-х. Так, в 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ начал расширять направления и специальности высшего образования. В 1992 году был создан Центр непрерывного образования (ЦНО) — первый директор Ватолин А. К. В 1995 году в университете сформирован гуманитарный факультет (первый декан — Сабирова Д. К.), в 2000 году — факультет физико-математической подготовки (первый декан — Гараев К. Г.), в 2003 году — факультет экономической теории и права (декан Хасанова А. Ш.) и факультет психологии и делового администрирования (декан Габдреев Р.В.).

В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов образован институт авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ). Первый директор — Дрегалин А. Ф. Начато использование многоуровневой системы подготовки специалистов: специалист-инженер, бакалавр и магистр.

Дальнейшая реструктуризация привела к тому, что в 2003 году на базе радиотехнического факультета был образован институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ) (директор Щербаков Г. И.). Далее сформировались и другие институты: автоматики и электронного приборостроения, технической кибернетики и информатики, инженерно-экономический, социальных технологий, бизнеса и инновационных технологий.

7 октября 2009 года университет получил новый официальный статус национального исследовательского университета.