Хайруллин Асфандияр Халиуллович Выпускник 1965 года, президент ИНЭКА

Асфандияр Халиуллович, расскажите немного о себе. Почему в свое время Вы решили поступить именно в КАИ? В каком году Вы окончили его, какой это был факультет?

Я окончил в 65-ом году Казанский Авиационный институт, моторостроительный факультет по специальности теплофизика. В те времена КАИ гремел на всю страну, был самым сильным техническим институтом, в котором было довольно трудно учиться. Студенческая жизнь была очень интересной, иногда учеба нас интересовала немного меньше, чем другие занятия. Однако требования были жесткими, и нам просто приходилось хорошо учиться. Поэтому мы старались. Помню, жил я во втором общежитии на втором этаже, и иногда приходилось вставать в 4 утра, для того, чтобы занять чертежную доску и все начертить. Вот такими старательными мы были. В основном со мной жили ребята военных лет, знающие цену жизни. Тогда, если ты учился хорошо, ты по распределению попадал на хороший завод, в хорошее предприятие, в хороший город, у тебя было право выбора. Такой неопределенности, как сегодня, тогда не было. В наши годы гремел СТЭМ, вот Семен Каменский, лидер СТЭМА, один из его руководителей недавно приезжал сюда на мероприятие, посвященное 80-летию КАИ.

Можно ли сказать, что база, полученная в КАИ, сыграла решающую роль в выборе Вашей профессии?

Конечно, то, что я получил во время учебы в КАИ, очень помогло мне в моей жизни. Так как я окончил моторостроительный факультет, поступил в НИАТ, туда, где группа людей занималась автоматизацией. Здесь одновременно занимались и внедрением, и наукой. Я тоже примкнул к ним. У нас был научный руководитель Кожевников Дмитрий Борисович — великий ученый, занимающий в то время должность заведующего кафедрой прикладной математики, потом он был и ректором КАИ. Он старался из нас сделать ученых. В то время все были преданы науке, работе. Деньги, конечно, нас тоже интересовали, но они приходили позже. У современной молодежи, к сожалению, это не так.

Расскажите о Вашей работе сейчас.

12 лет проработал ректором, а сейчас я являюсь президентом ИНЭКА. Сейчас, когда я занял эту должность, появилось свободное время. Я продолжил свою работу по разработке автоматизированных систем, информационных систем, информационных технологий. Очень увлекся, ведь это все безумно интересно. Когда же я был ректором, всю эту научную работу пришлось оставить из-за нехватки времени и ответственности. Сейчас, например, мы разрабатываем информационные, логистические транспортные системы. Конечно, еще достаточно долго придется работать, чтобы довести все до рынка, сейчас трудно найти людей, которые бы захотели финансировать проекты. Промышленность не получает от государства поддержки. Раньше, при Советском Союзе, каждый завод выделял 10 процентов денег на науку, государство обязывало каждое предприятие выделять средства на науку и научно-технические разработки. Нужно возрождать эту систему. Только тогда мы сможем приблизиться к западной Европе и Америке по инновационным технологиям, оборудованию и производству.

Вы упомянули общественную жизнь КАИ, что наш Ваш взгляд было самым ярким и интересным в то время.

Твоя жизнь в молодости кажется всегда интереснее, чем жизнь современной молодежи. Поэтому мне кажется, что тогда было интереснее, чем сейчас, а может на самом деле наоборот. Мы умели радоваться мелочам. Вот танцы, например, в пятницу или субботу, они у нас всегда проходили. Было очень интересно. Были КВНы, СТЭМы, Работу в студенческих отрядах мы ждали с таким нетерпением, именно для того, чтобы ударно потрудиться. Мы сами всегда умели все организовать. Жили в общежитии, всегда очень уважительно друг другу относились. Будучи первокурсниками, мы смотрели на пятикурсников как на суперлюдей. И самое интересное, что со своей стороны они всегда оказывали нам поддержку, учили нас чему-нибудь. Мы всегда умели и веселиться, и при этом продуктивно работать, жили очень активной жизнью. А на наш студенческий Каевкий фестиваль всегда был громадный дефицит билетов, к нам со всех других вузов приходили. Декорации были всегда очень впечатляющими, все было таинственным, фантастическим, космическим. Одни эти декорации были загляденьем, не говоря уже о самом представлении. Мы всегда днем учились, а ночью это все рисовали. Самым красивым девушкам давали билеты. Мальчикам билеты было трудно достать. Желающих всегда было много.

Говорят, что студенческая дружба самая крепкая, есть ли в Вашей жизни люди, с которыми Вы до сих пор поддерживаете теплые отношения?

Я до сих абсолютно всех помню и по всем скучаю. К сожалению, мы не встречаемся. Традиция хорошая была, через каждые пять лет встречаться. Мы встречались через 5, 10,15 лет, а потом что-то все затихло. У всех какие-то проблемы: семейные, бытовые, карьерные, рабочие. Я до сих пор всех вспоминаю и с удовольствием бы встретился со всеми. Иногда те, кто не так далеко живет, приезжают в гости. Безусловно, со всеми бы с удовольствием чаще встречался.

А общаетесь ли Вы с КАИстами из других выпусков?

Общаюсь, здесь, например, у нас в КАМПИ тоже много КАИстов: Толстой Геннадий Николаевич, Хабибуллин. Но здесь общение происходит исключительно в рамках работы. А общаться и встречаться интереснее с теми, кого ты давно не видел. Иной раз встретишь кого-нибудь и удивленно смотришь друг на друга, а в голове: «Неужели и я уже такой же старик?! Я же был молодой, красивый». Приятно, все равно вспоминается.

Расскажите немного о тех, кто Вас учил. Кого из преподавателей Вы до сих пор вспоминаете добрым словом?

Тогда были великие ученые: Щукин, Виноградов, Талантов, Кожевников, Вахитов. Сиразетдинов Талгат Ниямович, который и ныне здравствует. Они было очень преданы науке. Каждый из них был по-своему уникален. Вот Щавелев, так великолепно преподавал высшую математику, а Кожевников умел объяснять ее на пальцах, и каждый все понимал. В то время требования были немного другие, у каждого была всегда своя методика преподавания.

Каким на Ваш взгляд должен быть современный студент?

На предприятиях не хотят брать на работу молодого специалиста, если он не обладает знаниями. И потом те знания, которые даются в учебном заведении, недостаточны. Потому всегда надо пополнять свой багаж знаний, самосовершенствоваться. Плюс, конечно, знание английского языка. Молодой специалист должен обладать качественными знаниями, быть целеустремленным и трудолюбивым.

Хотелось бы Вас попросить сказать несколько слов студентам нашего филиала.

Пожелание такое, чтобы они не теряли марку. Недаром у КАИстов девиз: «КАИ-пуп земли». Раньше, в наши годы, КАИ действительно был пуп земли. Если ты КАИст, то тебе и уважение, и почет. Надо чтобы КАИ гремел.

Асфандияр Халиуллович, спасибо Вам за интервью, желаем Вам здоровья и успехов во всех начинаниях!