Гоголашвили Борис Лаврентьевич Главный конструктор-руководитель группы серийных автомобилей НТЦ ОАО "КАМАЗ", почётный машиностроитель России

Расскажите немного о себе. Почему в свое время Вы решили поступить именно в КАИ?

Как только появились публикации о начале строительства гигантских заводов по стране, мы, еще будучи школьниками, всем этим живо заинтересовались. Мы были увлечены новым серьезным производственным процессом, кстати, очень радовались, что это у нас по соседству, в Челнах началось строительство автогиганта, и всё гадали, как же он будет называться – «ЧелАЗ»? Звучное «КАМАЗ» ведь не сразу родилось. Так как я жил поблизости в Альметьевске, поэтому появление такого грандиозного строительства под боком сразу определило мою цель ‒ быть там, а чуть позже появилась информация, что в КАИ открылся специальный факультет автомобилестроения, поэтому для меня где-то с 9 класса все стало понятно и определено. Да и, конечно, любовь к технике сыграла немаловажную роль в выборе профессии.

Что для Вас КАИ?

КАИ – это серьезная давняя школа, связанная с работой в оборонной отрасли, имеющая военную кафедру, это все и дисциплина, и серьезный профессорско-преподавательский состав. Их дисциплинированность, серьезность давали нам ощущение, что это люди близки к военной сфере, особенно мужчины. Во время обучения на военной кафедре нас многому научили, можно сказать, даже не в связи с профессией. Привили дисциплинированность, аккуратность, ответственность. Вот я до сих пор, как только встаю из-за стола, сразу задвигаю за собой стул ‒ это привычка, выработанная во время учебы на военной кафедре. Еще нас учили компактно писать документы, запоминать информацию. Специфический характер вуза дал нам возможность получать дополнительные знания от наших компетентных преподавателей не только в сфере автомобилестроения, но даже и самолетостроения. Поэтому, обучаясь в КАИ, мы разбирались и в самолетах, то есть расширяли свой кругозор. Такая система преподавания с широким кругозором была одной из особенностей института. Кроме того, там много традиций, связанных с общением людей во время учебы, после учебы. Я знаю многих людей, выпускников других вузов, которые общаются очень редко и малым кругом, ну вот как-то не сложилось. У каистов же общение и дружба на всю жизнь.

Наверное, помимо учебы было много интересных, запоминающихся событий. Расскажите о самых ярких из них.

У нас было несколько ярких событий, они всегда были связаны с предстоящей работой на КАМАЗе. Конечно же, сама учеба всегда была живая и подвижная, но когда мы в процессе попадали на практику в Набережные Челны на заводы, то это и были самые яркие события. Ну и конечно, военные сборы, присяга ‒ это значимые события в жизни каждого мужчины.

Расскажите о тех, кто Вас учил. Кого из преподавателей вуза вспоминаете добрым словом?

О многих преподавателях всегда вспоминаю добрым словом. Один из преподавателей, который отложился в моей памяти — это Шамис. При формировании документов, чертежей он никогда нам не разрешал зачеркивать, исправлять. Именно он нас научил аккуратности и однозначному толкованию текста.

А еще Газизов, он - человек внимательный, отзывчивый, всегда помогал, всегда подсказывал, мог остаться после лекций. Он любил всех студентов, и мы тоже, как дети, любили его, тянулись к нему.

Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный студент КАИ, чтобы достичь успеха в жизни?

Студент должен попасть туда, куда действительно душа тянет. Стараться совершенствовать свои знания, не только сидя на лекциях, читая учебники, но и прикасаясь непосредственно к промышленности. То есть во время учебы студент должен быть заинтересован в своем будущем труде, только тогда он сможет стать хорошим специалистом. Главное, чтобы студент сознательно учился, понимая, куда он в дальнейшем пойдет работать.

Борис Лаврентьевич, не можем обойти вниманием вашу экзотическую для наших мест фамилию.

Мой отец, строитель по профессии, окончив вуз, ещё до войны уехал из Грузии в Россию. Когда началось освоение нефтяных краёв Татарстана, его опыт очень пригодился. В Азнакаево, где встретил мою маму, я и родился. Мама – русская, большую часть жизни проработала в строительных организациях.

В 72-м году семья наша (у меня ещё есть брат и сестра, оба они с высшим химическим образованием) переехала в Казань. Последний раз был в Грузии у родственников после окончания института. Когда в эту среду попадаешь, речь начинаешь понимать. Нет общения – всё забывается.

Чем вы занимаетесь в настоящее время?

Я — главный конструктор — руководитель группы серийных автомобилей НТЦ.

Когда вам было интереснее работать в НТЦ – в молодости или теперь?

У каждого периода работы были особенности, интересные по-своему. Мне жаль, что с годами разъехались по разным городам асы УГК – НТЦ высочайшей квалификации (вот бы собрать всех вместе, иногда приходит мысль, какая команда профи получилась бы!). Но что касается нашей работы – сейчас у конструкторов неизмеримо больше возможностей. Компоновка автомобиля в «трёхмерке», 3D-проектирование, все узлы и системы тестируются в электронном виде. Создаём уже совершенно другой автомобиль.

Благодарим Вас за интервью!