Галиев Рафис Кашфелович, выпускник 1980 года, главный инженер ОАО "КАМАЗ-Дизель".

Расскажите, пожалуйста, немного о себе, почему в свое время Вы решили поступить именно в КАИ? Когда это было, год окончания и немного о процессе обучения.

Поступил я в 73-м, а закончил в 80-м, должен был закончить в 79-ом, но так как я ушел в академический отпуск по состоянию здоровья, окончил чуть позже, чем мои товарищи. Вообще, когда я заканчивал среднюю школу №2 в городе Мамадыш, у меня и в мыслях не было поступать в КАИ. Врать я не умею, поэтому буду говорить так, как есть. Если я скажу, что я вообще не знал, что такой институт есть, будет правильно, так как я человек, выросший в деревенской местности, у меня была своеобразная мечта − стать председателем колхоза. Вот я и поехал поступать в сельскохозяйственный институт города Казани. Пришел туда, сдал документы, я в школе учился хорошо, кроме трех предметов все было на отлично, меня сразу готовы были взять. И к моему великому счастью, меня не приняли, по одной простой причине: я не принес с собой медицинскую справку. Я уехал за медицинской справкой, и тут в нашей поликлинике мне на встречу попадается наш директор школы Салихжан Миргалимович. Я ему все рассказал, и он мне говорит: «Может, ты подумаешь, в Казани есть авиационный институт, в котором открыли факультет автомобилестроения, и там будут готовить специалистов для работы на КАМАЗе». Он мне порекомендовал, и как только я получил медицинскую справку, сразу поехал в КАИ. Подал туда документы, мои документы сразу приняли, потом я готовился к экзаменам. Этот момент своей жизни я помню хорошо, наверное, потому что переживал. Пока я готовился и сдавал экзамены, мне никто не мешал, кроме соседских девчонок, которые все норовили со мной познакомиться. В жизни я считаю себе целеустремленным человеком, и тогда моей целью было сдать экзамены и поступить в Казанский авиационный институт, и в этот период меня ничто другое не интересовало. Экзамены я сдал с первого раза, очень хорошо, первым был диктант, по диктанту я получил оценку «хорошо». Следующим был письменный экзамен по математике, это была моя стихия, я за полчаса решил все шесть задач, получил 5 баллов. Тогда было так: если получил хоть за один экзамен двойку, к следующему тебя уже не допускают, я считаю, что это было справедливо. Ты должен был сесть, вот твоя голова, перед тобой ручка и листок, решай. А дальше еще два экзамена мы сдали: физику и математику устно. Помню, решал теорему Пифагора. В то время еще и средний балл аттестата учитывался, а я учился 10 лет хорошо, это имело влияние. Поэтому по физике преподаватель поставил мне оценку, даже не задавая вопросов, по сумме хороших баллов за другие экзамены. Вот так я поступил. А еще был интересный момент: после поступления я уехал домой, и мне кто- то сказал, что должен прийти вызов, а он мне не пришел. Первое сентября прошло, второе, третье. Я был в недоумении. Собрался и поехал сам. Оказывается, там все уже учатся. Я пришел к заместителю декана Зародешеву Василию, к сожалению, отчества уже не помню. И он мне говорит: «О, Галиев, я ведь тебя потерял!» У него на столе лежал студенческий билет, он мне его вручил. Вот так я начал учиться в КАИ.

Нисколько не жалею, что проучился именно в КАИ, очень благодарен своему директору, который меня направил. И всю жизнь для меня КАИ будет самым лучшим институтом, а сейчас уже университетом.

Чем был тогда для Вас КАИ и чем является сейчас?

Первое время КАИ был для меня неизвестностью. Не знал таких слов, как альма-матер, не знал выражения, что КАИ — это пуп Земли. Не знал, что при КАИ очень серьезно велась работа Боевой комсомольской дружины. Этих вещей я не знал. Должен признать, что первые годы, особенно на первом курсе, было тяжело учиться. Во-первых, был языковой барьер, я окончил национальную школу. Знал я, что КАИ — это самолеты, двигатели, что все это связано. Все это было связано с тем, что специально к поступлению я не готовился. Возможно, если б не строили КАМАЗ и не было бы моего факультета, то я бы не поступил. Но ко всему я быстро привык и быстро освоился. Сейчас КАИ для меня это то, что у меня в сердце на всю оставшуюся жизнь.

Говорят, что студенческая дружба самая крепкая. Вот уже упомянули тех, с кем жили, расскажите немного подробнее о тех, с кем Вы до сих пор поддерживаете хорошие отношения.

У нас есть дружба каевкая. Кто в КАИ учился, сейчас на заводе мы все друг друга знаем, независимо от того, кто кем работает. К сожалению, нас недавно покинул Шигапов Самуэл Султанович. Здесь у нас есть заместитель генерального директора Шамилов Ильдар Асхатович. Как пример, я могу привести, недавно пришел наш директор завода Юрий Иванович Герасимов и, увидев меня в коридоре, он мне говорит: «Привет тебе от Аксенова!». А с ним я вместе служил. То есть когда в коридоре мы встречаемся, это не зам. генерального директора или главный инженер, мы уже два КАИста. Есть у нас Морозов Борис Михайлович, очень информированный товарищ, мы с ним часто встречаемся, и при встрече все начинается с того, что мы КАИсты. Каевская дружба для нас на всю оставшуюся жизнь. Есть ребята, с которыми мы в одной группе учились, недавно к одному из них со своей супругой я ездил в гости. Приглашали меня на шестидесятилетие второго факультета. Как только вошел в здание, сразу, так сказать, ощутил дух нашего института, вспомнилось все хорошее. Долгое время работал с Наилем Абдуловичем Гатауллиным, нашим бывшим главным конструктором по двигателям, он профессор, вернулся в КАИ, сейчас там преподает. Мы часто общаемся, часто звоним друг другу, он ставит задачи. Сейчас с Василием Ивановичем выполняем его просьбу. Он хочет обучать студентов не только по картинкам и чертежам, а реальным образцам двигателей, чтобы все было наглядно. Он прислал нам перечень, мы его подготовили. То есть это говорит о том, что дружба продолжается и что КАИст КАИсту всегда готов помочь. Я считаю, что на КАМАЗе люди, которые окончили КАИ, представляют собой особую группу.

КАИ всегда славился очень насыщенной общественной жизнью. Наверное, было много интересных событий, расскажите о самых ярких из них...

Когда поступали, заполняли анкету о том, чем ты еще хочешь заниматься в КАИ. Конечно, все хотели поступить в БКД, как только поступили, начали учиться, я пришел с другими студентами, меня не приняли, по одной простой причине: когда я поступал, мне было всего 16 лет, а в БКД брали с 17-ти. Так я не попал в БКД. Но я несколько лет входил в добровольную народную дружину, с ней у меня связано много интересных случаев. Очень запомнился первый курс, нас там делили по группам, у нас была группа 7107. Какая-то группа занималась легкой атлетикой, а наша группа попала в группу по боксу. Все парни, и нас учили боксерскому искусству. Нас тренировал Еркин Эдуард Петрович, заслуженный мастер спорта СССР, он был в составе олимпийской команды. Он все время нас строил и говорил «Кто такой боксер?» и сам же отвечал: «Всесторонне развитый спортсмен, который отдает предпочтение боксу». Я эти его слова запомнил на все жизнь. У меня было 6 официальных боев, и все из них я выиграл, но потом ушел с ринга, на это были причины. Не получилось со спортом из-за проблем со здоровьем, хотя Эдуард Петрович говорил, что у меня серьезные данные для бокса: крепкий деревенский парень, руки длинные, вес маленький и хорошая координация. Я боксировал в весе до 60 кг. В студенческой жизни я не выделялся, а вот на заводе могу сказать, что прошел все стадии: был мастером цеха, замначальника цеха, был секретарем комсомольской организации, председателем профсоюзного комитета цеха.

В институте у нас была задача - обязательно заканчивать без троек, а если получил тройку, то тебе на следующий год не давали общежитие. 6 лет я жил там, и практически бесплатно. Стипендию нам платили 40 рублей, а повышенную 45 рублей. Это достаточно серьезные деньги по тем временам. Вот …в основном я учился.

А еще расскажите о тех, кто Вас учил?

Яковлев, помню, математический анализ нам преподавал на 1 курсе. Решали эти метровые уравнения. Также помню, Арсланова, преподавал теплотехнику и теорию механизмов. Помню, как он преподавал. Бывало, кто-нибудь сидит в полуспящем состоянии, он подходил и тихонько ударял по плечу, и спрашивал: «А что я только что сделал?» Ну, тот, кто плохо учил теплодинамику, говорил, что ударил, а он отвечал: «Нет, дорогой товарищ, я вам передавал тепло в виде удара». Шамис Самуил Ильич преподавал основы взаимозаменяемости. Очень хорошо преподавал, до сих пор пользуюсь знаниями, полученными по этому предмету. Была бы возможность, вернул бы его обратно, чтобы подготовил специалистов по своему предмету, многие не могут отличить допуск от припуска.

Вообще, я учился хорошо и сразу сдавал все экзамены, бывало, досрочно, один раз только пересдавал один зачет. Просто бывает, что преподаватель невзлюбит студента, ну был такой предмет, что я думал, не посещая пары, смогу сдать, однако на зачете она попросила лекции, и так я провалил зачет, но потом все сделал и пересдал.

Мы жили очень дружно, очень весело! Пели песни, дружили с девчатами.

Помню случай; идем по улице, а вдоль дороги стоят машины. Один водитель взял и через окошко выкинул на улицу окурок, а я вообще не курю и не люблю курящих, я подошел к водителю и попросил выйти из машины и поднять окурок.

Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный студент?

Я считаю, самое главное качество для современного студента — это честность. Перед самим собой, перед друзьями, перед однокурсниками, перед обществом. К сожалению, сейчас есть Интернет и вся информация легкодоступна. Ведь основная задача заключается в том, чтобы подготовить специалистов, которые в состоянии самостоятельно разбираться в любых ситуациях. Вот поэтому студент должен быть подготовлен и быть честным, не списывать у кого-то. Это не готовит наш мозг к дальнейшей работе. Поступают в институты подготовленные люди, а дальше надо только учиться. И то, что написано у вас в дипломе, должно быть у вас внутри.

Пожелания студентам нашего филиала.

Во-первых, они должны испытывать гордость, что учатся в КАИ. И это чувство должны нести с момента поступления до последних дней своей жизни. И вообще надо быть активным в жизни. Учеба – это основная деятельность у вас, но надо развиваться всесторонне. Надо следить за своим физическим состоянием, приобщать себя к искусству, надо помнить великих поэтов. Еще хочу подчеркнуть, отношение к учителям, преподавателям, у них работа тяжелейшая и неблагодарная, поэтому надо относиться к ним с большим уважением.