Бастраков Виктор Андреевич, выпускник 1973 года

Расскажите, пожалуйста, Виктор Андреевич, немного о себе. Почему в свое время вы поступили именно в КАИ, в каком году это было, в каком году закончили.

В КАИ я поступил в 1967 году. Все, кто поступал в этом году, во всяком случае, наша группа, поступали по призванию. Нам всем нравилась авиация, космическая техника. Для меня решающим было то обстоятельство, что я хорошо помню полет первого человека в космос, Юрия Алексеевича Гагарина. Данное событие оказало неизгладимое впечатление на меня, я даже убегал из школы, чтобы послушать по радио новости, которые мы слушали до позднего вечера. Многие в то время стремились быть поближе к авиации. Сам я, естественно, хотел стать летчиком, однако получилось так, что я стал авиационным инженером. Хотя по специальности как таковой я не работал, потому что на то время это была военная специальность, а в 1973 году, когда мы уже заканчивали вуз, актуальность таких специалистов упала. Многие из нас ушли работать в народное хозяйство, решили добиваться успеха там. Но те, кто был в первых рядах, человека 3-4, они пошли в космическую отрасль.

Что для Вас было КАИ и что для Вас сейчас КАИ?

Раньше это было призвание, непосредственное соприкосновение с теми чувствами, которые жили в каждой юношеской душе, в душе каждого мальчишки, это соприкосновение с авиацией, с космонавтикой. Это КАИ давал стопроцентно. Впоследствии КАИ для меня стал не только соприкосновением с передовой научно-технической мыслью, а можно сказать, школой жизни. Стипендия была небольшая, семья у нас была бедная, одна мама, приходилось самому зарабатывать себе на хлеб. Мы и учились, и экзамены сдавали, и отдыхали, это было время, которое всему научило меня. Вначале трудности были связаны еще и с обучением: учиться было безумно тяжело, и выгоняли наших товарищей за неуспеваемость, и сам я один раз был почти на грани отчисления, была одна двойка из-за того, что немножко не тем занимался, это была молодость, немного увлекся девушками. А в принципе, после 3-го курса, я учился хорошо, получал повышенную стипендию, по окончании учебы были почти все пятерки. Но КАИ, наверное, научил меня браться за те дела, которые, казалось бы, не имеют на сегодня решения, это относится не только к техническим проблемам, но и к жизненным ситуациям тоже. Не имеет ситуация решения, а ты за нее берешься и, как правило, разрешаешь. Вот эти качества: преодоление трудностей, поддержание себя в умственном тонусе, безусловно, дал мне КАИ.

Наверное, помимо учебы было много интересных, запоминающихся событий. Расскажите о самых ярких из них.

Да, в КАИ были и стройотряды. Я там дважды был: один раз — рядовым, второй раз — бригадиром. Мы там очень хорошо зарабатывали, приезжали оттуда «финансовыми королями», потом ездили по Москве, по Ленинграду и др. Хорошо помню, что в 68-ом году заработали мы денежек много. Для сравнения: повышенная стипендия была 35 рублей, а мы заработали 850 рублей за два месяца. Потом махнули в Москву, понимаете, каист ‒ этот тот, кто всегда стремится вверх, в космос. Ну и мы нашли на то время для себя свой космос, мы пошли на только что открывшуюся Останкинскую башню. Оказывается, иностранцев за деньги уже водили туда на экскурсию, и мы поставили для себя задачу обязательно туда пролезть, и у нас получилось. Я не помню, что мы там плели руководителю этих экскурсий, но, тем не менее, мы уговорили нас взять и попали на седьмое небо, в то время башня еще не крутилась. Билеты советским посетителям были проданы на 5 лет вперед, для нас было огромной удачей попасть туда. Ходили еще в КАИ, конечно, полетать. Там был аэроклуб, но меня там забраковали по здоровью. Но вот тяга к самолету осталась. Я, наверное, на протяжении уже 15-ти лет посещаю каждый год Авиа-шоу МАКС.

Расскажите, пожалуйста, немного о своей нынешней работе.

После окончания института меня как авиационного специалиста распределили по местожительству моей жены. А жена у меня жила в Грузии, в Тбилиси, и мне сказали ехать туда, на заводе строить МИГ-24. Но мне не хотелось. Помогли мне тоже каисты, сделали вызов мне на комсомольскую стройку. Потом, попав в поле зрения ФСБ, я был отправлен на военную службу. По окончании ее, начал предпринимательскую деятельность. Сейчас я руковожу небольшим предприятием под названием «Автокомпания», мы занимаемся перемещением грузов, монтажом технологического оборудования. А по жизни я занимался очень многими вещами. Есть несколько патентов на изобретения. Ведь, сами понимаете, каист всегда мыслит нетрадиционно и, как правило, новаторски.

Говорят, что студенческая дружба очень крепкая. Если в Вашей жизни те, с кем Вы до сих пор поддерживаете теплые отношения.

Если говорить о дружбе в КАИ, то это естественно была группа, наша группа. Мы до сих пор через каждые пять лет встречаемся, последняя встреча была в 2008 году. Нас приехало 17 человек. Это такой большой показатель. Нас всего-то было 22 человека. У нас настолько сплоченная команда, настолько сплоченная дружба. Наши встречи состоят из нескольких частей: и официальная часть, и более непринужденная.

На КАМАЗе, да и в городе, много каистов. Когда мы пришли в институт,то жили вместе в одном отсеке с Артемом Айдиновым, с Леонидом Штейнбергом. Мне очень приятно, что со мной в одном городе работает Штейнберг. Если я к нему обращаюсь, он всегда мне помогает. Дружбу «каёвскую» ничем заменить. Не зря говорят: «КАИ‒ ПУП ЗЕМЛИ».

Расскажите о тех, кто Вас учил? Есть ли те, кого вы до сих пор вспоминаете добрым словом.

Декан второго факультета Семенихин, очень порядочный, добрый человек. Всегда вникал в наши проблемы, понимал нас. Даже уже в преклонном возрасте приходил на наши встречи. И еще легендарный преподаватель Алимасов. Он был при каждом запуске космического корабля. Об этом он нам рассказал только в самом конце, за весь период учебы мы не знали об этом, в то время все это было секретно. КАИ, как известно, участвовал при расчете траектории космических аппаратов. Когда сбили в 61 году американского шпиона, его двигатели привезли в КАИ для изучения.

Каким на ваш взгляд должен быть современный студент? На что должен делать упор при обучении.

Я думаю, что современный студент должен уметь работать с информацией. Работать с информацией, использовать ее для решения той или иной проблемы. Потому что проблема на предприятии может возникнуть неожиданно, и необходимо решить тот или иной вопрос быстро.

И еще, у нас в КАИ была насыщенная, духовная жизнь, и это никак не мешало, а даже помогало. Сейчас, некая бездуховность, потому что раньше были пионеры, комсомольцы, патриотизм.

Скажите, пожалуйста, несколько слов нашим студентам.

Творческих успехов вам. Я бы рекомендовал творчество в рамках института. Любовь и открытия ‒ это два мощнейших стимула. Чтобы ваша молодость и учеба хорошо совмещались, было бы хорошо, если открыли авиационную специальность, тем более здесь скоро откроют летный клуб, школу подготовки пилотов. Если уж КАИ‒ пусть будет хоть одна специальность, касаемая авиации. Нужно больше спортивных площадок в рамках института.

Виктор Андреевич, спасибо вам большое за содержательное и поучительное интервью. Успехов вам и здоровья!